Главные вкладки

Проездом из Никиты в Алупку в Ялте (татарской деревне Дерекой) на ночевку останавливался писатель Александр Грибоедов
Дата события: 
29.06.1825

В 1825 проездом из Никиты в Алупку в Ялте (татарской деревне Дерекой) на ночевку останавливался писатель Александр Грибоедов. Затем он продолжил свое путешествие через горы в Бахчисарай и Севастополь.

Документальные источники, позволяющие с точностью определить дату грибоедовского приезда в Крым, пока не выявлены. Вместе с тем, очевидно, что на полуостров автор «Горя от ума» прибыл не позднее 24 июня 1825 года (этим днём датируется первая заметка его путевого дневника, повествующего о выезде Грибоедова из Симферополя в Кизил-Коба).

На фасаде бывшей гостиницы "Афины" (ныне дом 25 по проспекту Кирова, г. Симферополь) установлена мемориальная доска со следующим текстом: "Здесь в 1825 году жил великий русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов". Однако на сегодняшний день доподлинно не известно, существовал ли этот трактир в Симферополе в 1825 году – первые источники с упоминаниями о нём датируются лишь тридцатыми годами XIX века.

В конце июня - начале июля 1825 года А. С. Грибоедов предпринял путешествие по многим городам и селениям Крыма. Писатель отправляется на Чатыр-Даг, вызывающий у него особые чувства, как у человека, повидавшего Кавказ. Посещает поэт Алушту, Партенит, Алупке, Симеизе, Байдарах, Балаклаве, Инкермане, Херсонесе, Мангуп-Кале, Бахчисарае, Иосафатовой долине, Успенском монастыре. Побывав в Севастополе, он пишет в своем дневнике: "Город красив".

Осматривает Никитский ботанический сад. Из Путевых заметок Александра Сергеевича: « 29 июня. Парфенит, вправо Кизильташ, шелковицы, смоковницы, за Аюдагом дикие каменистые места, участок Олизара, шумное, однообразное плескание волн, мрачная погода, утес Юрзуфский, вид с галереи, кипарисники возле балкона; в мнимом саду гранатники, вправо море беспредельное, прямо против галереи Аю и впереди его два голые белые камня.

Отобедав у Манто (у жены его прекрасное греческое, задумчивое лицо и глаза черные, восточные), еду далее; Аю скрывается позади, сосны на Яйле, лесистые высокие места, впереди Гаспринский мыс ограничивает горизонт. Подъезд к Ник. саду лучше самого сада. Заглохшая тенистая тропа посреди одичалых остатков греческого садоводства, под гору, плющом увитые ясени и клен, грецкий орешник, акация, дикий виноград, смоковницы, плачущие ивы. В саду rus delphinus, которого я давно домогался названия в Ширване. Всегда ли лето бывает так прохладно? Дорога более возвышена. Род часовни, где лошадь привязана. Выезжая из саду и поднявшись кверху, в перелеске руины греческой церкви. Вообще до сих пор развалины не живописны, исключая алустонских торчащих трех обломанных башен. Приятный запах листьев грецкого орешника, когда его в руках растираешь. NB. Отъехав от Юрзуфа и посмотреть назад, вид берега расширяется через передовые отроги Яйлы, вид на долины и Ялте пространен, и пожелтевшие нивы разнообразят темную, многотенную картину. Ночую в Дерекое. Кладовая хозяина. Один каштанник во всем краю. Сад Мордвинова в Ялте».

А вот приписываемая Грибоедову встреча с польским поэтом Адамом Мицкевичем является, скорее всего, вымышленной позднейшими исследованиями. 8-9 июля драматург возвратился в Симферополь.

Посетил поэт и Судакскую долину, после осмотра развалин Судакской крепости, Грибоедов направляется в Феодосию, а затем, возможно, в Керчь. После осмотра Керчи Грибоедов отбыл на Кавказ. Впрочем, мы не знаем наверняка, был ли Грибоедов в Керчи (источники умалчивают) – он мог уехать на Кавказ и из Феодосии.