Главные вкладки

Крымскотатарские формирования в войнах против Наполеоновской франции
Дата события: 
24.01.1808

Когда армия Наполеона, покоряя Европу, приблизились к границам России, Император Александр I, своим указом постановил разработать сформировать четыре конных полка из крымских татар по образцу казачьих полков. Так было сформировано четыре конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский. Освобожденные от рекрутской повинности крымские татары должны были идти в эти полки добровольно, а средства на их формирование и экипировку, а также на содержание выделялись из пожертвований мусульманского духовенства.

В фондах Государственного архива Одесской области имеется целый комплект документов по поводу сформирования четырех конно-татарских полков, где достаточно четко можно проследить процесс, как, когда, каким образом и в какие сроки проходило формирование вышеуказанных частей.

Достаточно большую роль в процессе формирования крымских конно-татарских полков сыграл опыт службы Таврических татарских дивизионов бешлейского войска.
Полки были сформированы в пятисотенном составе, начальниками были назначены испытанные и верные люди; сотенные начальники были из знатнейших мурз Крыма. Рядовым было позволено иметь по одной лошади, сотенному начальнику отпускался фураж на три лошади, а полковому – на пять лошадей. Жалованье и провиант производились наравне с донскими казачьими полками.

Командование Симферопольским конно-татарским полком получил майор Кая бей Балатуков, который после службы в Севастопольском мушкетерском полку вышел в отставку майором и в 1803-1806 гг. был Симферопольским уездным предводителем дворянства.

Командиром Перекопского полка стал майор Ахмед бей Хункалов, который от сержанта до поручика прослужил в Тамбовском мушкетерском полку, от ротмистра до майора – в одном из крымскотатарских дивизионов, а после отставки из армии был Перекопским уездным предводителем дворянства.

Командиром Евпаторийского полка был назначен евпаторийский уездный исправник капитан Абдулла ага Мамайский, а Феодосийского – поручик Али мурза Ширинский8.

Али мурза Ширинский выделялся среди уездного дворянства не только знатностью, но также и тем, что несколько лет прослужил в Императорской армии и имел в этом отношении несомненное преимущество перед другими мурзами. После вступления его в 1796 году в вечное Российское подданство 12 мая 1976 года "Высочайшим повелением Ея Императорского Величества" ему был пожалован чин поручика с зачислением в Таврические конные дивизионы.

Достаточно интересным представляется вопрос о вооружении полков: было решено, что одна четвертая часть по желанию должна быть вооружена ружьями, а остальные – пиками и национальным оружием – келепами (килепами) – длинными татарскими ножами, и кулюками (или кулюк-балта – топорик в виде кирки, одна сторона которого имела вид носа журавля, а другая была короткая и закругленная; к рукояти такого топора крепился тонкий волосяной шнур; обычно такое оружие метали вдогонку врагу). Офицеры и некоторые урядники имели собственное холодное и огнестрельное оружие, в основном кавказского, персидского и турецкого изготовления. Любопытно, что офицеры носили пистолеты не в седельных кобурах, как это было в императорской кавалерии, а на длинных кожаных ремешках, чтобы после выстрела забросить пистолет за спину и воспользоваться холодным оружием. Имевшиеся в наличии у некоторых татар ружья кавказского образца, широкоствольные, заряжались так называемой балармой, или двумя небольшими пулями, прикрепленными одна к другой спирально собранной медной проволокой, которая при выстреле растягивалась на пространстве около четверти своей длины и, таким образом, наносила кроме двух ран еще и порезы в длину проволоки.

Личный состав полков был обмундирован в черные суконные чекмени и шаровары по казачьему образцу и татарские шапки. Примечательно, что герой Отечественной войны 1812 года Денис Васильевич Давыдов считал эту форму одежды, в том числе и татарскую шапку, лучшей для ведения партизанских действий и воевал именно в ней.


Хронограф

Страницы